Обнаруживать то, чего нет. Сегодня благодаря одной странной дискуссии удалось сформулировать инсайт относительно трёх признаков, которые, в соответствии с наставлениями из Алмазной Сутры, следует понимать как не-признаки. Почему? Если мы будем искать данные признаки — непостоянство, мучительность, безличность — как нечто конкретно наблюдаемое, то ничего не найдём и не потому, что это абстрактные понятия, а потому, что устанавливаются они не апофатически, но катафатически, в полном соответствии с буддийскими методами точного (парамартха) познания. Видеть непостоянство не означает видеть нечто опознаваемое и идентифицируемое как "непостоянство", но означает не иметь ожиданий относительно длительности явлений, отсутствие расчёта на то, чтобы найти опору в мимолётном, отсутствие ожидания встретить в них что-то конкретное, что можно схватить, зафиксировать. Это открывает врата освобождения "безвидность" (анимитта) прекращения попыток сделать воспринимаемое объектом ума и ведёт к созерцанию за пределами усилий. Видеть мучительность не означает видеть нечто опознаваемое и идентифицируемое как "мучительность", но означает перестать видеть в явлениях нечто притягательное, не стремиться присваивать, завладевать, соприкасаться или познавать: исчерпание жажды обладать. Это открывает врата освобождения "нечаянность" или "безжеланность" (апранихита) прекращения попыток что-либо изменить мня в явлениях потенциал улучшения своей ситуации, что ведёт к созерцанию за пределами усилий. Видеть безличность всех явлений не означает видеть нечто опознаваемое и идентифицируемое как "безличность", но означает прекратить видеть в явлениях "себя": непревращение собственного существования в объект собственного же ума и осмысления. Это открывает врата освобождения "пустота" (шуньята), прекращая судорожные попытки защититься, избегнуть мнимых обманывающимся разумом опасностей, что ведёт к созерцанию за пределами усилий. В созерцании за пределами усилий нет намерения и, соответственно, не совершаются действия (карма) и нет того, кто страдает. Потому три признака не являются ни объектом веры, ни предметом философского анализа, но суть прозрения, последствия которых — пусть даже краткосрочно — неминуемо отражаются в нейтрализации глубинных поведенческих реакций. Объяснять ничего не буду; спустя какое-то время я сам не смогу понимать то, что написал, хотя сейчас это кристалльно ясно. Источник: https://www.facebook.com/groups/1666023023537455/permalink/2277714102368341/

Теги других блогов: психология