Считаю ли я себя буддистом.
Иногда мне приходится слышать: да какой же ты, нахрен, буддист? — а я себя таковым без особой надобности и не называю.
Некоторые считают себя буддистом на том основании, что верят в исключительную истинность учения Будды. Я не верю.
Некоторые считают себя буддистом на том основании, что соблюдают заповеди и ритуалы. Я не соблюдаю.
Некоторые считают себя буддистами на том основании, что родились среди тех, кто считают себя буддистами. Я не родился.
Некоторые считают себя буддистами на том основании, что им нравится так считать. Мне не нравится.
Но в самом учении Будды я нахожу ответ, являюсь ли я буддистом.
— Когда я прочен в знании и видении того, что все производные явления непостоянны, я — буддист. Когда же ищу опору в непостоянном, тщетно полагаясь, будто оно будет длиться, я — обычный человек.
— Когда я прочен в знании и видении того, что всё, вызывающее во мне влечение или негодование, гордость или ревность, небрежение или потерю осознанности, что всё это мучительно, я — буддист. Когда же вижу источник своего счастья в том, что вызывает во мне эмоции или забытье, я — обычный человек.
— Когда я прочен в знании и видении того, что все явления пусты, словно радуга, не имеют собственной сути, призрачны, словно мираж, когда я прочен в знании и видении того, что я сам только кажусь существующим, я — буддист. Когда же вижу явления, как существующие реально и объективно, когда отношусь к себе как к чему-то установленному и конкретному, нуждающемуся в поддержке и защите, когда полагаю важными и значимыми свои поступки, мнения и желания, я — обычный человек.
— Когда единственная моя цель состоит в окончательном избавлении от страдания, я — буддист. Когда же преследую временные цели, дающие лишь временное призрачное облегчение или удовольствие, я — обычный человек.
— Когда в моей медитации я применяю метод прекращения привязанности к любому наитончайшему состоянию, я — буддист. Когда же пребываю в приятных, возвышенных или необычных состояниях, полагая их сутью практики, не замечая своей к ним привязанности и не преодолевая её, я — обычный человек, пусть даже я вышел за пределы рассудочного и двойственного ума.
— Когда в своём поведении я не потакаю привычкам тела, речи и ума, направленным на получение счастья и удовольствия, или когда, увидев в себе изъяны и порочные наклонности, принимаю их как они есть, не виня себя и не наказывая, я — буддист. Когда же отдаюсь привычным влечениям, а затем корю себя, мучаю и истязаю себя самого делами, словами и мыслями, я — обычный человек, пусть даже не проявляю в этот миг привязанности к материальному.
— Когда, обнаружив предельную природу явлений, в которой нечего прибавить или убавить, просто беззаботно покоюсь в ней, я — буддист. Когда же, несмотря на рассвет глубочайшего знания, остаюсь не вполне удовлетворён и ищу дальнейшего совершенствования, я — обычный человек, пусть даже постиг абсолютную истину.
Помня об этих семи ключах, я всегда могу достоверно проверить, буддист я или нет, независимо от того, как нравится думать мне самому, и уж тем паче невзирая на мнения посторонних.
Оригинал https://www.facebook.com/groups/1666023023537455/permalink/2289452501194501/